Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Дорогие братья и сестры!

27 сентября Церковь совершает торжественное воспоминание чудесного обретения Креста Господня и чествует Крест Христов как орудие победы над смертью, адом, сатаной, злом.

Полное название праздника: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (в греч. практике: ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ – Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста).

Точная дата обретения Святого Креста неизвестна: как полагают исследователи, это событие произошло в 325 или в 326 году, в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков, мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Иисуса Христа, а также Святой Крест, чудесное явление которого ранее стало для имп. Константина знаком победы над противником.

Примечателен случай, отраженный в предании. Случилось, что император Ираклий в царском венце и порфире нес Крест Христов в храм Воскресения. У ворот, через которые восходили на Голгофу, император остановился и уже не мог идти дальше. Святой патриарх Захария объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничиженном виде. После того как царь внял словам патриарха, он смиренно облачился в простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

Иногда встречается недоумение: почему мы обращаемся ко Кресту, как к личности («Ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день», «О Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею...»). Объясняется же такая форма обращения тем, что текст молитвы Кресту относится к жанру византийской поэзии, для которой характерен прием метонимии (с греч. – «переименование»). Метонимия – словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Например, мы говорим: «выпить чашечку кофе» (выпить не саму чашечку, а её содержимое), «претендовать на директорский портфель» (претендовать на должность директора, а не на портфель), «слушать Чайковского и Рахманинова» (слушать не композиторов, а их музыку) и т.д. Поэтому, обращаясь к Кресту, мы обращаемся к Самому Богу, ко Христу, благодаря Страданиям и смерти Которого на Кресте мы были искуплены. Отметим также: в Священном Писании есть пример обращения Иисуса Навина к небесным светилам – солнцу и луне, – хотя в действительности его порыв был устремлен к Богу. «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав.10:12).

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Альбом (14 фотографий).

 

Все новости