11 декабря в нашем храме была отслужена вечерняя с акафистом иконе Божией Матери Казанская.
Православный акафист: в чем сила и польза.
Акафист стал особенно любим с конца XIX в., когда составлять песнопения начали не только священнослужители, иноки, но даже простые миряне. Наверное, было это промыслительно: когда через несколько десятилетий наступили гонения на Церковь, было закрыто большинство храмов, именно эти идущие от сердца слова, читаемые в отсутствие церковной службы келейно, зачастую поддерживали духовные силы.
Что такое акафист в православии?
Большинство гимнов такого рода легко узнать по многократно повторяющемуся слову «радуйся», обращенному к Богу, Его святым.
Точный перевод слова «акаффист» с греческого – «неседальная песнь». Это значит, что гимн:
чаще всего поется, отсюда именование; петь или читать его следует стоя
Для чего нужен акафист и какая польза от его чтения .
Считается, что первый акафист – Пресвятой Богородице, предположительно появился после чудесного избавления столицы Византии Константинополя от нападения врагов (626 г.). Песнопение стало восторженной благодарностью народа Владычице за избавление. Впоследствии такие гимны Пречистой, Христу, святым стали читать или петь: также как благодарность за помощь свыше;
когда отмечается праздник, память святого – чтобы особенно радостно отметить день;
однако, часто читают акафисты также, прося помощи во время различных бед;
наконец, Акафист Страстям Христовым звучит за службой в некоторых храмах не во время праздника, а на так называемых Пассиях, воспоминаниях о страданиях Господа, которые служатся четыре воскресных дня Великого Поста.
Чем отличается канон от акафиста?
Эти различия сводятся к количеству песнопений: канон имеет только 8, кроме того, есть более краткие каноны из 3 Песней (они называются «Трипеснцами», читаются Великим Постом);
содержанием: возникнув более чем через 600 лет по Рождестве Христовом, акафист всегда посвящен Новозаветным событиям, или святым христианской Церкви, праздникам; каждая же песнь канона, даже если он посвящен событиям Нового Завета, начинается с Ветхозаветных Песней, повествующих о событиях, прообразовавших Воплощение Христа, рождение Церкви;
наконец, каноны – часть богослужебного круга, тогда как акафисты, кроме одного – песнопения так называемые «неуставные».
Когда читают акафист.
Церковный Устав предусматривает храмовое чтение, пение единственного акафиста – Пресвятой Богородице, традиция которого идет из Византии. Его установлено совершать вечером, накануне субботнего дня 5 седмицы Великого Поста.
Когда поют и читают акафист.
Но иногда служатся акафисты не по Уставу:
в некоторых храмах – накануне памяти особо чтимых святых;
Великим Постом – на четырех вечерних воскресных службах, которые именуются Пассиями; традиция появилась в Русской Церкви с конца XVII в., а заимствована у католиков;
наконец, перед чтимыми образами, мощами, иными реликвиями того или иного храма по определенным дням могут совершаться особые последования – молебны, на которых также поются соответствующие гимны, посвященные святому или чтимому образу.
Во всех остальных случаях песнопения принято совершать келейно.
Когда не читают акафист
Ввиду того, что, как говорили святые отцы еще с древности, «келия устава не имать», каких-либо уставных запретов на чтение нет. Бытует мнение, что акафисты, ввиду повторяемых «хайретизмов» «радуйся», малоуместны, например, во время постов. Однако этот вопрос может решить только сам верующий, посоветовавшись с духовником. Ведь те, к кому обращено песнопения, пусть совершаемое во время постного покаяния, пребывают среди вечной радости Рая, так что обращаться к ним с таким приветствием уместно совершенно в любое время.
Какие бывают акафисты?
Среди их великого множества можно выделить:
обращенные ко Христу; среди них –Иисусу Сладчайшему, ко Св. Причащению, Страстям Христовым;
Богородице – древнейший из известных;
посвященные чтимым иконам; особенно много таких гимнов посвящены образам Пречистой; они воспеваются обычно перед почитаемой иконой;
святым.
Как лучше: читать, петь или слушать акафист?
По Уставу акафист обычно поется, либо сочетается чтение и пение рефренов (это по разным храмам делает хор или же весь народ). При келейном чтении обычно советуют исходить из своих возможностей, желание, потребностей души. Однако, современные пастыри рекомендуют с большой осторожностью относиться к записям молитв.
Правила чтения акафиста.
Кондаки, икосы, читаются подряд до последнего, 13 кондака. Его необходимо повторить (или пропеть) трижды, после чего вернуться назад, к началу, прочесть сначала первый икос, затем первый кондак.
По окончании чтения следует молитва, которая находится после всех песнопений. Многие читают ее коленопреклоненно, однако, необходимо иметь ввиду, что по воскресным дням, великим праздникам, а также от Пасхи до Троицы коленопреклонение не благословляется ни за церковной службой, ни дома.
Когда читают акафист Пресвятой Богородице.
Многие делают это:
на Богородичные праздники (таких дней церковный календарь насчитывает более десятка);
на память чтимых икон Пречистой, если дома нет текста гимна именно этому образу;
всякий раз, когда необходима помощь Владычицы во время каких-либо жизненных трудностей, болезней;
как благодарность Владычице за помощь.
Иисусу Христу читают:
перед Св. Причащением, многие делают это накануне вечером (Иисусу Сладчайшему или ко Св. Причащению);
на великие праздники, например, Рождество, Пасху (Воскресению Христову);
всегда, когда необходима Божия помощь;
благодаря Господа за всякое благодеяние.
Акафист «Слава Богу за всё».
Этот необычный акафист создан митрополитом Трифоном (Туркестановым) во время гонений 1930-х гг., с этого времени распространялся переписанный от руки, пока не был издан (2007 г.) Московской Патриархией. Гимн написан на современном русском языке. Он не звучит за общественными богослужениями, но благословляется для чтения дома: во время жизненных трудностей, которые так помогают пережить, например, такие слова песнопения: «Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет: там Христос! И сердце поет: Аллилуия!»;когда сердце благодарит Господа за помощь.
В каких житейских нуждах обращаются к святым.
Существует сотни «неседальных» гимнов почти всем святым, включая недавно прославленных. Традиционно верующие обращаются за молитвенной поддержкой к угодникам Божиим во время разных скорбей или просто для поддержки во всяком добром деле.