Рождество Христово. Утренняя служба

Рождение Иисуса Христа «по плоти» св. Иоанн Златоуст называет матерью всех праздников. За Рождеством следуют все остальные Господские праздники — Богоявление, Преображение, Пасха Крестная, Воскресение и Вознесение. Без Рождества не было бы Воскресения, а без Воскресения не исполнилась бы цель божественного воплощения. Почему вочеловечилось именно Второе Лицо Пресвятой Троицы?Божие Слово является первообразом творения человека. Слово Божие есть «образ Бога невидимого» (Кол. 1, 15). Человек был создан по образу Божию, а следовательно по образу Бога Слова. Согласно св. Иоанну Дамаскину, человек создан «по образу» Слова Божия, поскольку ему были даны разум и свободная воля, а также — «по подобию», то есть совершенным в добродетели, насколько это позволяла его природа. С преступлением заповеди затмилось «по образу» и мы совлеклись общения с Богом, что повлекло за собой облечение в тленность и смерть. Дабы воссоздать человека и привести его к недостигнутой им цели, Божие Слово вочеловечилось. Второй причиной воплощения Ипостаси Сына было сохранение Ее ипостасного свойства - рождения. Ибо Сын всегда рождается от Отца.. Еще одной причиной воплощения Бога Сына является тот факт, что Второе Лицо Пресвятой Троицы есть Слово Божие, возвещающее нам волю Бога Отца. Ведь именно Он являлся в Ветхом Завете и открывал людям Отцову волю.
Чрез воплощение Бога Слова мы приобретаем ведущее нас к Богу Отцу спасение. «Бог Слово является дверью через которую мы входим в дом Отца Небесного, и поскольку Христос является дверью овец разумных, то Святой Дух есть ключ от этих дверей» (св. Симеон новый Богослов).
Целью воплощения Сына и Слова Божия было исправление поступка прародителей Адама и Евы, а значит — обожение человека. Согласно св. Афанасию Великому, Бог стал человеком, дабы человек смог стать богом. Эта истина наблюдается и в церковных тропарях: «Бог становится человеком, дабы в Бога преобразить Адама».
Падение прародителя Адама не было нравственным, но онтологическим и экзистенциальным, поскольку порча вошла во все его бытие. Безусловно это имело и нравственные последствия. С грехопадением человек утратил божественную благодать и прямое общение с Богом; облекся в грубость непосильно трудной и мучительной жизни (фиговые листья); покрылся смертностью и ожирением плоти (кожаные одежды); был изгнан из рая; попал в когти смерти и тления.
На протяжении Ветхого Завета милостью и безграничным человеколюбием Бог многими способами воспитывал человека. Наконец, чтобы победить смерть и привести падшего к обожению Господь вочеловечился. Впрочем, это (воплощение) было предопределено изначально, поскольку иного пути достигнуть обожения у человека не было.
Вочеловечение Сына и Слова Божия показывает «благое и мудрое, справедливое и сильное» Бога. «Благое», потому что Бог не пренебрег болезнью создания и подал ему руку помощи. «Мудрое», ибо Он нашел наиболее подходящее решение уже казавшемуся совершенно непоправимым. «Справедливое», поскольку после падения Адама Бог не избавил человека от смерти насильственным путем, и не сотворил для борьбы с диаволом нового человека, но сделал его победителем восприняв его смертную и страстную плоть. «Сильное» Бога, потому что Он был силен сделать немыслимое — стать смертным человеком и одновременно оставаться истинным Богом, единосущным Отцу и Святому Духу (св. Иоанн Дамаскин).
Следовательно, обожение не является привилегией духовной жизни, но завершительной целью бытия человека. Через Богочеловека Христа от своего «по образу» человек может перейти к «по подобию», чем и является обожение. Во Христе обожилась воспринятая Богом Словом человеческая природа. Воссоединяясь со своим Первообразом, каждый человек может обожить и свою ипостась. Найдено лекарство спасения, и каждый страждущий может принять его и исцелиться!

                                                      

 

 

Все новости