«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», говорит нам Господь Иисус Христос (Ин. 15, 13). Святая блаженная Ксения Петербургская достигла такой меры любви и сподобилась небесного венца, являя свою помощь до Второго славного пришествия Христова всем притекающим к ней с молитвами.
Блаженная Ксения еще при жизни почиталась как угодница Божия, ходатаица ко Господу о страждущих, скорая помощница в скорбях, прозорливица и чудотворица, небесная заступница града Петрова. Со дня кончины блаженной прошло больше двух веков, однако очередь к ее могиле в часовне на Смоленском кладбище Петербурга не уменьшается и творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают.
Письменных документов, имеющих отношение к жизни блаженной Ксении, не найдено, но народная память сохранила предание о юродивой страннице, ходившей по улицам города на Неве. Первые жизнеописатели Ксении еще застали в живых детей и внуков тех, кто знал блаженную, говорил с ней, принимал у себя в доме, — и записали их рассказы. Так до нас дошли драгоценные сведения о жизни угодницы Божией.
Блаженная Ксения родилась в 1731 году и проживала в Петербурге. Происходила она из знатного рода и вышла замуж за певчего придворного хора полковника Андрея Феодоровича Петрова. Молодая пара поселилась на Петербургской (ныне Петроградской) стороне на улице Лахтинской. Позже эту улицу называли в честь святой Ксении улицей «Андрея Фёдоровича». Они счастливо прожили около трех лет, как внезапно Андрей Феодорович тяжело заболел и скончался. Очень горевала Ксения и смущало ее, что муж умер так неожиданно, не подготовившись к смерти. Это и толкнуло ее на то, чтобы взять на себя подвиг юродства.Проведя ночь у гроба мужа, 26-летняя вдова на следующий день предстала перед окружающими совершенно неузнаваемой: постаревшая и поседевшая, одетая в костюм, снятый с мужа, она выглядела безумной.
Когда в день похорон мужа Ксения в его одежде: камзоле, кафтане, штанах и картузе, — пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание и весьма сожалели о ней.
Ксения же говорила им: «Андрей Феодорович не умер, умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить, будет вечно жить».
Если же к ней обращались по имени, она говорила: «Аксинья померла уже давно! Сдалась она Вам! Прости, Господи!». А когда её звали по имени мужа, она отвечала: «Ась?!».
Отказавшись от своего имени, Ксения освободилась и от всего земного: дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, имущество раздать бедным, деньги же снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении».
Узнав о таком решении, родственники мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволить Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться имуществом.
После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме вышла на улицу на своё подвижническое странствие. Так блаженная Ксения начала тяжелый путь юродства Христа ради.
Целыми днями, зимой и летом, в зной и стужу бродила она по Петербургу, подвергаясь нападкам и насмешкам. Её странный костюм и невразумительные речи, её кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.
Мало-помалу жители Петербурга стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, а только у людей добрых и сердечных. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же нищим, как и сама блаженная.
После того, как мужнина одежда от времени истлела, Ксения стала носить зимой и летом жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах, у нее были рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку.
Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».
Вскоре окружающие стали обращать внимание, что часто в ее словах и поступках скрывался глубокий смысл. Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, стоило ей появиться на улицах и рынках города, как всякий, знавший ее, предлагал ей свои услуги. Все наперебой упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-нибудь или отведать от предлагаемого товара, ибо было подмечено: если Ксения берет что-то у хозяина, торговля в этот день у него бывает очень удачной.
Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его.
Лавочник на Сытном рынке предложил блаженной тёплую одежду: «Андрей Фёдорович, держи тулупчик!» На что святая Ксения ответила: «Подари его тому, кто без него несчастлив, кому он принесёт радость». Лавочнику же хотелось что-то сделать для блаженной: «А какую бы радость я мог бы сделать для тебя?» Ответ был простым: «Люби ближних своих. Когда я вижу доброго человека, я радуюсь больше всего и нет мне другой радости».
Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар прозорливости. Этим своим даром она многим помогала в делах жизненного устройства и душевного спасения.
Известен случай, когда блаженная Ксения позаботилась о еще не родившемся младенце.
Пришла она как-то к давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот, ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!»
Параскева бросила все и побежала на Васильевский остров. У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что проезжавший извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Родные ребенка не объявились. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала его христианином. Выросший сын стал видным чиновником, почитал свою мать и до глубокой старости содержал ее. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять мальчика на воспитание.
В другой раз блаженная Ксения устроила семейное счастье своей знакомой — тихой и доброй девушки Голубевой. Придя в дом, где та жила с матерью, она застала их варившими кофе.
Обратившись к девушке, Ксения сказала: «Эх, красавица, ты тут кофе жаришь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорей».
Мать с дочкой тут же поехали на Охту и увидели похороны: молодой доктор хоронил жену, умершую в родах. Голубевы замешались в толпе, а когда народ стал расходиться с кладбища, неожиданно натолкнулись на рыдавшего вдовца. Убитый горем, он лишился чувств на руках оказавшихся рядом Голубевых. Знакомство завязалось, и через год юная Голубева сделалась женою доктора. Они прожили счастливо и безмятежно до глубокой старости, завещав своим детям хранить и почитать могилу блаженной Ксении.
Однажды Ксения остановила на улице женщину и подала ей медный пятак со словами: «Возьми пятак, тут Царь на коне, пожар потухнет».
Только вошла женщина на свою улицу, как увидела, что дом ее загорелся, но не успела она добежать до него, как пламя было потушено.
Одному мужчине, который испрашивал её молитв, блаженная Ксения дала монету с изображением всадника и сказала: «Держи коня! Ты на нём далеко уедешь!»
Этот человек в скором времени разбогател и стал миллионером.
А купчихе Крапивниной святая предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, да скоро увянет».
Предание сохранило множество и других свидетельств о прозорливости блаженной Ксении.
Святая Ксения является молитвенницей не только в частных нуждах и обстоятельствах. Она ходатаица о судьбе всей России. Так, надо думать, что и военный мундир свего покойного мужа, она носила, как бы вымаливая Россию в период петровских реформ. Блаженная Ксения, зная о добрых нравах императрицы Елизаветы Петровны, всегда молилась о ней. Об этом свидетельствует её пророчество с чудесным предсказанием кончины императрицы.
В сочельник праздника Рождества Христова в 1761 году блаженная Ксения целый день суетливо бегала по улицам Петербургской стороны и всюду громко кричала:
— Пеките блины, пеките блины, скоро вся Россия будет печь блины!
Никто не мог понять, что означали эти слова, хотя прозорливость ее была многим известна: следовало ждать какого-то несчастья. Действительно, 25 декабря по Петербургу разнеслась страшная весть: неожиданно скончалась императрица Елизавета.
В конце весны 1764 года блаженная Ксения предсказала кончину законного наследника русского престола Иоанна VI Антоновича, который из двадцати четырех лет своей жизни двадцать два года провел в заточении. Прозревая смерть юного непризнанного императора-страдальца святая стала ежедневно плакать. Порой слезы ее не высыхали целый день.
Люди жалели юродивую, думая, что ее кто-то сильно обидел, спрашивали: «Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь? Скажи…»
Юродивая отвечала: «Там кровь, кровь, кровь…реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь…»
Несколько недель спустя по Петербургу разнеслась молва о страдальческой кончине законного наследника русского престола.
В 1786 году при митрополите Гаврииле (Петрове) началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище, и продолжалось оно до 1790 года. Рабочие, приходя утром, замечали, что ночью на строящиеся стены церкви кто-то приносит кирпичи. Стали наблюдать и увидели юродивую Ксению, которая всю ночь, пока не занялась утренняя заря, носила кирпичи на верх созидаемой церкви.
«Когда ты спишь, Андрей Феодорович?» — спрашивали блаженную.
«Успеем выспаться в земле», — отвечала она.
Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства 45 лет и отошла ко Господу в возрасте 71 года. Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга недалеко от Смоленской церкви, которую она помогала строить.