7 февраля в нашем храме было отслужено вечернее Богослужение с чтением Акафиста Иисусу Сладчайшему.
Акафист на протяжении многих веков является любимым молитвословием для большого числа верующих. Причина такой популярности, прежде всего в том, что он представляет собой не столько произведение литературной словесности, сколько произведение духа сочинителя.
Эталонами данного жанра песнопений остаются два акафиста: Пресвятой Богородице и Иисусу Сладчайшему. Через эти, так прекрасно составленные гимны, светится вся земная жизнь Господа и Его Матери.
Самый первый акафист был составлен византийским автором в честь Пресвятой Богородицы, приблизительно в пятом веке. Это уникальное, по структуре и форме напоминающее гимн, церковное песнопение долгое время оставалось единственным такого рода произведением.
Лишь спустя восемь столетий, в тринадцатом веке, мир увидел еще одно подобное сочинение, посвященное Спасителю (этому творению и посвящена данная статья).
Вероятнее всего, последнее сочинение принадлежит перу богослова, которому было прекрасно знакомо Священное Писание Нового Завета. Безусловно, и то, что автор был великим молитвенником, и разум его в момент написания был полностью растворен в текстах Евангелия и в посланиях святых апостолов.
И, конечно же, сочинитель был поэтом, наделенным большим талантом, а его творческие способности многократно преумножены Духом Святым, благодать которого чувствуется в каждой строчке.
Перевод на славянский язык датируется четырнадцатым веком.
Повествовательная часть включает в себя основные этапы земного пути Спасителя. Сюжеты из Евангелия сочетаются с молениями в поэтической форме. Текст состоит из икосов и кондаков. Кондак отражает самую суть, а икос еще и содержит торжественно-хвалебные прошения. Произведение показывает и доказывает, что Иисус Христос истинный Бог и Человек, а имя ему – Любовь. Из любви к людям Он пришел на землю, из любви — творил чудеса, которым нет числа, из любви к людям — добровольно шел на страдания. В акафист вошли лишь малые крупицы из Его земной жизни и чудес, но они словно звёзды отражают суть:
• икос 2 повествует о том, как Иисус «глухому и гугнивому слух и язык отверз»;
• кондак 2 – как воскресил сына плачущей вдове: «и мою душу умерщвленную грехами воскреси» — просим мы;
• икос 2 — Филиппу, на просьбу показать Отца, отвечал: «как не познал ты, яко Отец во Мне, и Я в Отце?»;
• икос 3 напомнил о том, как призывал Он к Себе мытарей, грешников и неверных;
• кондак 4 осветил событие, когда утопающий Пётр получил руку помощи и спасения;
• в икосе 4 громким голосом восклицает слепой: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» — и Господь отверзает очи его;
• читая икос 5, видим как, еврейские дети встречают и славят Владыку в человеческом образе, путь Его устилают пальмовыми ветвями, и славят, восклицая: «осанна»,- и в этом междометии слышится и радость, и вера и мольба;
• кондак 7 — безропотно, как невинный ягненок (агнец) следует на смерть, а затем как Бог воскресает и со славою возносится на Небеса;
• икос 7- после воскресения Своего во плоти явился апостолам, и запертые двери для Него не препятствие;
• икос 10 напоминает о том, как Спаситель очистил десять прокаженных, и исцелил сребролюбивого мытаря Закхея;
• в икосе 11- Павла, прежде гнавшего Его, образумил, и мысль правильную ему внушил;
• кондак12 – Спаситель принял раскаяния Петра, простил предавшего;
• в кондаке 13 поется о том, как принял и высоко оценил малую жертву вдовы, отдавшую всё пропитание своё.