#Богослужение#Литургия (продолжение)

#Богослужение#Литургия

После «Приидите поклонимся…» поются тропари и кондаки празднику, в знак того, что через празднование события, как говорит апостол Петр, мы получили свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Если же это память святого, то тропарь и кондак в честь этого святого.
Во время пения тропарей и кондаков священник читает молитву, в которой он просит Бога, чтобы он принял Трисвятую песнь, которая будет дальше, и простил наши грехи, освятил нас и дал нам силы служить ему до конца жизни. И в конце молитвы после тропарей он возглашает: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно». Обратите внимание, что «во веки веков не произносится».
Затем диакон произносит: «Господи, спаси́ благочестивые». Раньше это было молитва за царей. Потом, когда царя не стало, молитву оставили, молитва о православных христианах, которые подвизаются в благочестии в этой жизни и стремятся к святости. Этот возглас произносится сразу после возгласа священника, до возгласа «во веки веков», что значит Господи спаси нас от грехов сейчас, в этой жизни.
Затем диакон говорит: «И услыши ны». Это молитва о том, чтобы Господь слышал нас всегда, эти слова взяты из 19 псалма: «Го́споди, спаси́ царя́ и услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя», т.е. услыши нас всегда, когда мы будем к Тебе взывать. Эти слова показывают, что если человек стремиться к святости, то Господь всегда слышит его.
Затем диакон, обводя всех орарем, произносит: «и во веки веков». Дальше будет петься Трисвятое, но в древности его пели не всегда. Священник решал, когда буду петь Трисвятое и говорил об этом диакону, и диакон уже вот этим жестом давал знать хору: «давайте начинайте». Потом Трисвятое вошло в устав, и стало обязательной частью Литургии, но жест остался. Для чего? Потому что он имеет духовный смысл – диакон обводит всех орарем и в конце указывает на алтарь и заходит в алтарь. Алтарь – это символ рая, символ вечной блаженной жизни, и вот этот жест означает, что вечная блаженная жизнь в раю, является прямым продолжением жизни здесь на земле, благочестивой жизни по заповедям Божии. Как сказал Феофан Затворник: «… вечная жизнь начинается в храме…». То есть вечная жизнь будет следствием благочестивой жизни здесь на земле.
И хор сразу начинает петь Трисвятое: «Святы́й Бо́же, / Святы́й Кре́пкий, / Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас». Трисвятое поется трижды в знак того, что мы должны освящаться и прославлять Бога всеми частями человеческой природы: духом, душой и телом. Апостол Павел говорит: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока до пришествия Господа нашего Иисуса Христа».
После троекратного пения Трисвятого хор поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому духу, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Сначала мы просим Бога о милости, а затем прославляем Бога. Все мы должны просить во славу Божию, чтобы в нас и через нас прославлялся Бог.
Затем после славословия хор обращается к Святому Духу: «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас». Почему такое особое обращение к третьему лицу Пресвятой Троицы после обращения ко всем Лицам? Потому что все блага, и самое главное духовные, подаются нам Духом Святым. Поэтому мы обращаемся к Духу Святому, потому что Иисус Христос по воли Отца Небесного совершил наше спасение, а Святой Дух усваивает это спасение христианам.
Затем хор снова четвертый раз поет: «Святы́й Бо́же, / Святы́й Кре́пкий, / Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас». А зачем четвертый раз? Это означает что мы обращаемся к троице уже в Духе Святом.
Таким образом в малом входе с Евангелием показывается, что Господь открыл нам путь к святости, песнью Приидите поклонимся Церковь призывает нас идти по этому пути, в тропарях и кондаках святым показывает, что святые прошли по этому пути, а Трисвятой песнью мы молимся, чтобы и самим пойти по этому пути и приобщиться к святости.  

Видео от Приход храма свт. Митрофана Воронежского г.Пенза 
 

 

Все новости