Житие Митрофана Воронежского начинается с кончины его жены. Он овдовел, когда ему исполнилось 40 лет. Именно это событие привело его к стенам монастыря, где он принял постриг. Михаил взял монашеское имя, он назвал себя Митрофаном. Жизнь в Золотниковской пустыни очень нравилась будущему святому, но через три года братья из Яхромской обители попросили его стать настоятелем. После нескольких лет служения он был назначен игуменом Унженского монастыря.
В начале 1675 года Митрофану был пожалован сан архимандрита. Монастырь при Митрофане стал особенно известен соблюдением строгих правил, воспитанием аскетов-монахов. О монастыре говорил патриарх, когда хотел привести пример правильного административного управления, искусно сочетаемого с соблюдением всех церковных правил. К игумену Унженского монастыря любил приезжать царь Федор Алексеевич. Он просил настоятеля молиться с ним или проводил долгие часы, тихо беседуя с Митрофаном. На протяжении нескольких десятилетий русская православная церковь переживала раскол. Укрепление церковного аппарата началось с провинциальных епархий. В это время Митрофан был назначен епископом Воронежа. Инициатором этого стал Федор Алексеевич, который был сторонником образования Воронежской епархии, как отдельной от основной епархии.
Воронежский епископ приложил все силы, чтобы сгладить последствия ссоры между православными верующими людьми. Он старался обращать к вере старообрядцев, но при непослушании не преследовал их, а позволял жить спокойно.
Митрофан Воронежский нередко подчеркивал, что православная церковь должна помогать государству. Благодаря своим взглядам епископ тесно сдружился с Петром Первым. Во времена строительства флота на территории Воронежа епископ призывал население к внесению пожертвований для военной казны. Житие описывает случай, когда Петр Первый позвал епископа к себе во дворец. Митрофан отказал царю, хотя его предупреждали о силе царского гнева. Причиной отказа стало то, что во дворце сохранились языческие статуи, привезенные царем из европейских музеев. Авторитет святителя был так высок, что Петр велел убрать статуи только для того, чтобы епископ смог войти во дворец. Петр часто советовался с ним, называл его «святым старцем» при жизни.
Митрофан дожил до глубокой старости. Перед кончиной он был пострижен в схиму, назвался монахом Макарием. До последнего вздоха епископ сохранял ясный ум, болезнь не изменила его. За время болезни он сознательно подготовился к собственным похоронам. Продумал мельчайшие подробности. Единственное, что так и не удалось ему сделать – это лежать в гробу в простом одеянии принявшего схиму монаха. После кончины новоявленный Макарий был облачен архимандритом и перенесен в гробу к месту захоронения сами Петром Первым.
Митрофан Воронежский был хорошим проповедником, на протяжении службы он прочитал множество текстов, которые были написаны его собственной рукой.
Слова Митрофана были записаны учениками, они составили часть Жития, которое было начато при жизни старца одним из иеромонахов Воронежской епархии.
Духовное завещание сохранилось до сих пор, оно находится под стеклом на стеллажах Государственного исторического музея.Благовещенский кафедральный собор, где был захоронен св. Митрофан Воронежский, дважды подвергался перестройке. Во время ремонтов гробница переносилась на новое место, но при этом свидетели отмечали нетленность мощей старца. Церковь фиксирует две даты для почитания Митрофана, они обозначают первое и второе обретение мощей.1832 год стал годом канонизации Митрофана Воронежского. Мощи до сих пор находятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа. К месту нахождения святых мощей Митрофана едут паломники со всех уголков страны.
На иконах Митрофана Воронежского традиционно изображают старцем в темных или темно-синих одеждах. Его лик строг и преисполнен благочестия. Одной рукой он совершает знамение, второй рукой держит архиерейский жезл. Этот атрибут указывает на принадлежность к одному из самых высоких духовных санов. Распространен список, где епископ изображен в полный рост, но существует несколько икон, где он нарисован по пояс.
В храме Митрофана Воронежского в день Престольного праздника была отслужена одна праздничная Литургия в 8.00. Службу возглавил священник Павел Колесников. В словах проповеди отец настоятель поздравил клириков, работников и прихожан с днем обретения мощей Святителя Воронежского. По окончании богослужения состоялся торжественный Крестный ход, а затем заупокойная панихида.
Праздничный водосвятный молебен был отслужен в семь часов утра.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Веры Насоновой.